Контрактная система: последние разъяснения Красноярского УФАС России

28.06.17 в 21:10

У нашего издания есть одна очень замечательная традиция — ежегодно мы публикуем последние разъяснения контрактного законодательства. Не стал исключением и этот год.Рады представить нашего бессменного эксперта — Олега Петровича ХАРЧЕНКО, заместителя руководителя Красноярского УФАС России.

А теперь немного цифр: за первый квартал 2017 г. Красноярское УФАС России рассмотрело 341 жалобу, июнь 2017 г. и вовсе побил все рекорды: только за пять дней специалисты Красноярского УФАС России приняли 96 жалоб. В среднем в распоряжении каждого сотрудника Красноярского УФАС России около 60 дел.

— Олег Петрович, благодарим вас за то, что согласились ответить на вопросы наших читателей. Предлагаю начать наш разговор ссамого популярного вопроса: что сегодня чаще всего нарушают заказчики в рамках 223-ФЗ и 44-ФЗ?

— В структуре нарушений в рамках контрактного законодательства самым распространенным нарушением можно назвать установление требований, влекущих ограничение количества участников закупки, или так называемая «заточка условий» под отдельно взятый хозяйствующийсубъект.Так, например, в некоторых северных районах края, которые зависят от сезонной навигации, многие работы оказываются выполненными еще до объявления торгов. И такие нарушения носят повсеместный характер. Яркий пример — Коммунальный мост в г. Красноярске, по которому несколько раз объявлялись торги. Многочисленные жалобы от участников рынка, сетующих на слишком жесткие требования по наличию всевозможных лицензий и др. Сегодня мы имеем следующую статистику: около 40% жалоб являются обоснованными. Кроме того, наблюдается следующая тенденция, когда Красноярское УФАС России получает большое количество жалоб из Сочи, Чеченской республики, Башкортостана, Москвы, в которых участники закупок жалуются «на всякий случай» и одновременно ведут переговоры с заказчиком по поводу заключения контракта.

Второе распространенное нарушение связано с неправильным порядком отбора участников. Прежде всего, это касается конкурсов, в меньшей — аукционов, потому что на уровне электронных аукционов комиссия чаще всего принимает необоснованные решения по факту анализа вторых частей заявок, в которых допущены неточности в описании предмета закупки. Поэтому распространенные нарушения связаны с тем, что комиссии может не понравиться банковская гарантия,либо свидетельство на лекарство окажется просроченным, не написан конкретный товар или группа и др.

И, наконец, третье нарушение связано с неправильным порядком размещения информации в Единой информационной системе. И здесь как раз таки возникают игры в «кошки-мышки», когда заказчики ссылаются на невозможность заключения контракта на электронной площадке, а сроки заключения прошли.

—С 2017 г. казначейство проверяет все закупки прежде, чем они попадут на официальный сайт. В то же время Положение о взаимодействии заказчиков с казначейством не разработаны. Осуществляет ли в этом случае УФАС какой-либо контроль?

— Напомню: исполнение контрактов из-под юрисдикции ФАС было выведено и переданоРосфиннадзору, но в силу его ликвидации — эти полномочия получило Федеральное казначейство. УФАС на сегодняшний день в данной ситуации никакой контроль не осуществляет. Отсутствие Положения о взаимодействии с казначейством могут быть связаны с тем, что это новая область работы для этого ведомства, и большой временной ресурс ушел на то, чтобы определиться, как принять в свою структуру ликвидированные подразделения, контролирующие Росфиннадзора.

Отмечу, в рамках межведомственного взаимодействия Красноярское УФАС России сотрудничает с органами Прокуратуры, поскольку статьи КоАП, связанные с Законом о контрактной системе, входят в систему антикоррупционного законодательства.

—— Как смотрит УФАС на заключение договора с управляющими компаниями и теми организациями, которые находятся в многоквартирном жилом доме? Есть две позиции по этому поводу. Согласно позиции Минэкономразвития, в рамках 44-ФЗ как с единственным поставщиком заключать муниципальный либо государственный контракт заказчика с управляющей компанией. С этого года управляющие компании зачастую отказывают таким заказчикам в заключение договора, ссылаясь на то, что в соответствии с Жилищным кодексом договор на управление многоквартирным домом заключается в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом, т.е. с момента принятия решения на общем собрании собственников жилья об утверждении данного договора. Как в этом случае оплачивать контракты заказчикам с учетом того, что есть позиция арбитражных судов, которая говорит о том, что нормы 44-ФЗ к данной процедуре не применяются?

— По мнению Красноярского УФАС России, при заключении договора управления многоквартирным домом заказчик вправе руководствоваться положениями Жилищного законодательства Российской Федерации, являющимися специальными нормами по отношению к Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Порядок оплаты контрактов находится вне пределов компетенции Красноярского УФАС России.

— Иногда закупки проводятся путем проведения совместных аукционов, где по доверенности один организатор торгов проводит закупки в интересах большого количества заказчиков и победитель аукциона выставляет обеспечение обязательства по контракту, зачастую это делается в виде банковской гарантии. Иногда получается так, что банковская гарантия предоставлена на ту сумму общего количества контрактов, но нет банковской гарантии по каждому контракту. Возможно ли заключение контрактов контрагентами, т.к. в соответствии с ФЗ указано, что подписание контракта возможно после предоставления обеспечения обязательства по контракту, а банковская гарантия одна? Как быть в этом случае заказчику? Каждая банковская гарантия должна находиться в реестре банковских гарантий?

Заключение контракта возможно только после предоставления обеспечения исполнения по контракту — банковской гарантии. Количество банковских гарантий, получаемых победителем совместных торгов, Закон о контрактной системе не определяет.

В связи с этим, по мнению Красноярского УФАС России, может быть получена одна банковская гарантия, содержащая сведения обо всех бенефициарах – заказчиках совместных торгов, либо банковская гарантия в обеспечение каждого из заключаемых по результатам совместных торгов контракта. При этом сведения о банковской гарантии/ банковских гарантиях должны быть включены в реестр банковских гарантий.

— С 1 мая 2017 г. внесены изменения в 44-ФЗ в части сроков оплаты контракта, сейчас максимальный срок — 30 дней. Что делать заказчику, если размещена закупка с одним сроком контракта предусмотренным законодательством, которое еще не было изменено, а контракт заключается в рамках того закона, который действует на сегодняшний день?

— Согласно статье 3 Закона о контрактной системе, процедура определения поставщика (подрядчика, исполнителя) начинается с момента размещения извещения о проведении закупки в единой информационной системе и заканчивается заключением контракта.

Исходя из этого и правила действия нормативного акта во времени процедура определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должна проходить в соответствии с тем законом (с той редакцией), который действовал в момент размещения в единой информационной системе извещения о проведении закупки.

Следовательно, если извещение было размещено до 01.05.2017 г., то срок оплаты по контракту, указанный в проекте контракта и, как следствие в заключаемом контракте, может превышать 30 дней (исключение — закупка у субъектов малого и среднего предпринимательства).

— Какую помощь в рамках контрактного законодательства Вы получаете, используя систему КонсультантПлюс?

— На этот вопрос можно отвечать бесконечно долго, приводя все новые и новые доводы в пользу СПС. А вот на вопрос: «Могли бы вы сегодня обойтись без нее?» – ответ решительно короток – «Нет».На каждом рабочем месте специалистов Красноярского УФАС России установленКонсультантПлюс. Мы регулярно анализируем материалы судебной практики. Это тем важно для нас, потому что ответственного органа, который бы регулировал контрактное законодательство, нет, и мы вынуждены ориентироваться на арбитражную практику разных округов. С помощью Путеводителей по контрактной системеКонсультантПлюсможно получить разъяснения по всем этапам закупок, а также познакомиться с образцами документов, практическими примерами и др. Большую роль в нашей работе играетПутеводитель по спорам в сфере закупокКонсультантПлюс, где представлен анализ практики госорганов и судов по решению спорных вопросов в сфере закупок (законы N 44-ФЗ и N 223-ФЗ). По каждому спорному вопросу представлена подборка позиций арбитражных судов и госорганов (ФАС России, Минэкономразвития России).

ПОЛЕЗНЫЕ ВИДЕОСЕМИНАРЫ:


РЕКОМЕНДУЕМ ПОСЕТИТЬ

14 июля Вебинар «Закупки: решаем вопросы с СПС КонсультантПлюс. Часть 1»

26 июля Вебинар «Закупки: решаем вопросы с СПС КонсультантПлюс. Часть 2»